Sunday, May 20, 2012

Высшее образование в России и Германии

Образование-в-Германии. Тюбингенский-университет.

Валентина об особенностях образования в Германии.


Однажды мне предложили поехать в Германию по молодежной программе Au-pair. Идея выучить иностранный язык сразу привлекла меня. Мне предлагалось проживание в немецкой семье, работа по уходу за ребёнком. Это была возможность пожить в языковой среде. Хотелось иметь приличный уровень иностранного языка. Правда, в кармане уже был диплом филолога престижного вуза страны. Смущало только то, что я в университете изучала английский язык, а немецкий был для меня абсолютно незнакомым языком. Но молодость и авантюризм, тяга к неизвестному взяли своё. Я приняла решение ехать.

Так начался совершенно новый период в моей жизни. Было страшно. В оставшееся до отъезда время я лихорадочно заучивала немецкие фразы из разговорника, учила просто отдельные слова, чтобы хотя бы как-то ориентироваться в первое время. Приняли меня хорошо, не смутило даже моё незнание языка. Общались поначалу, помогая жестами, но со временем слова стали приобретать смысл. Отсутствие знаний немецкого языка не создало непреодолимых барьеров, семья поддержала меня во всех начинаниях. Работать я должна была 5 часов в день, мне выделялись карманные деньги (моя зарплата). Семья оплатила мне курсы немецкого языка и вечерами я посещала вечернюю школу, где начала изучать немецкий для начинающих. Курсы и помощь семьи в изучении языка дали свои плоды. Я заговорила.

Через год закончился мой срок работы по программе. Мне предложили высшее образование в Германии. Это было тайным моим желанием. Решение принято. Тем более, что высшие учебные заведения в Германии, в основном, государственные и бесплатные как для своих граждан, так и для иностранцев. Существовал только ежесеместровый взнос на нужды университета: пользование библиотекой, интернетом и т.д.

Для того, чтобы иностранцу получить образование в Германии, надо сдать языковой тест DSH. Кроме этого для годовой студенческой визы необходимо предъявить справку из банка о том, что у тебя есть деньги на проживание в стране. Родители могут предоставить обязательство, заверенное нотариусом, о том, что будут высылать определённую сумму на жизнь. Конечно, ни того ни другого у меня не было. И в этом мне помогла моя немецкая семья. Они гарантировали моё проживание в стране. И я им благодарна за такую поддержку. Это была важная формальная сторона, без которой я не смогла бы остаться в Германии учиться. Нас на долгие годы связали дружеские отношения.

Я выбрала университет в Тюбингене, старинном городе на юге страны в центре федеральной земли Баден-Вюртемберг. Город по праву считается студенческим, потому что четверть населения – это студенты. Выбирала умышленно город небольшой в расчёте на то, что здесь дешевле будет прожить. Ну и уровень вуза имел значение. Тюбингенский университет Эберхарда и Карла входит в пятёрку крупнейших вузов страны.

Начался новый период моих испытаний. До сдачи языкового теста надо было доводить язык до нормального уровня, должны же были немцы понять, как сильно я хочу у них учиться. А язык, надо сказать, мне нравился всё больше и больше. И я поступила на полугодичные курсы языка с целью подготовки в университет. Кроме этого искала разные подработки, чтобы удержаться на плаву. Моя любовь к языкам сыграла свою роль, и я сдала экзамен, став студенткой Тюбингенского университета.



Всё получилось! Но, оказывается, трудности впереди. Нужно было научиться учиться. Дело в том, что система образования в Германии имеет свои особенности и совершенно отличается от нашей. Я поступила на факультет современной филологии. К специальности германистика я выбрала ещё восточнославянские языки и западнославянские языки. Обязательно надо пройти введение в специальность, так называемый грунштудиум (4 семестра) и сдать после него экзамен, потому что без грунштудиума невозможно закончить университет в Германии. Вообще учиться можно до бесконечности, потому что занятия и план составляешь себе сам (после грунштудиума). В Интернете вывешивается расписание, где есть все предлагаемые курсы по твоей специальности, указан тип занятия, тема и описание содержания занятия. Кроме этого указывается, как надо к нему подготовиться. И самое главное – надо записаться, а то может не оказаться свободных мест. В ВУЗе такого понятия как группа не существует, потому что у всех разное сочетание специальностей и занятия. Голова идет кругом! И вот тут я постигла великую методику немецкой педагогики: захочешь понять – поймёшь, а если нет, то сам дурак и виноват. Весь процесс контролирует сам студент. Если хочешь учиться, то будешь сам углубляться, расширяться, совершенствоваться. Преподаватель даёт только то, что считает нужным, остальное дело рук студента. Поэтому тут всё время кипит работа, каникул как таковых не существует, потому что в это время я должна выбрать занятия, затем составить для себя расписание, а часто интересные пары бывают в одно и то же время, надо как-то развести всё это. Затем продумать, чем заниматься в следующем семестре, спланировать семинары. Посоветоваться ни с кем не можешь. Всё должен решить сам. На каждом занятии бывает разная группа из студентов, записанных в неё. Каждый раз знакомишься с большущим количеством людей, впечатлений. Это круговорот событий! Если хочешь быть успешным, научись этим управлять!

Весь первый год учёбы я упорно постигала премудрости учёбы за рубежом. Расслабляться было некогда, «учиться вечно» я не могла себе позволить, потому что для меня это было дорогое удовольствие. Со временем всё стало на свои места: и учёба, и работа. За время моего пребывания там, я подрабатывала и в кафе, и в студенческой столовой, и в больнице, стала просто отличным специалистом по уборке горизонтальных поверхностей. Присматривала за детьми. Это была хорошая жизненная школа. Уже не было страха, было желание довести начатое дело до конца.

Отдушиной были прекрасные лекции преподавателей, возможность заниматься на технически оснащённой материальной базе, доступность пособий, прекрасная библиотека. Надо сказать, что в Германии много научной литературы на русском языке. С удовольствием до сих пор вспоминаю лекции по грамматике, компьютерной лингвистике, новой немецкой литературе, философии. Хотя не хватало иногда нашей русской профессорской опеки, наставлений. Всегда хочется быть защищённым. Было мало обзорных курсов, в основном узкоспециальные темы и непросвещённому трудно представить в целом цикл, просто из каждой эпохи понемногу. Мне повезло, что я получила базовые знания дома, в России, мне легче было ориентироваться в курсах.
После окончания университета у студентов-иностранцев есть возможность в течение года искать работу, но я уехала сразу домой, потому что соскучилась за родителями, родиной. Дома мой диплом имел особое значение и однозначно помог в моём трудоустройстве. На меня смотрели в уважением, восхищались моим немецким. Я успешно работаю в переводчиком, преподавателем, техническим писателем в крупной IT компании и иногда вспоминаю свои приключения. Да, моя жизнь и учёба в Германии закалила меня и дала неоценимый опыт. Что же, дерзайте!

 

1 comment:

Подписка

Введите Ваш email адрес:

Delivered by FeedBurner

Rambler's Top100