Friday, June 22, 2012

Грешные будни святой земли

О жизни и работе в Израиле

Евгения Шапиро о жизни в Израиле.


На всю жизнь запомнила слова Фаины Раневской – кто-то рассказал, что ему в Лувре не понравилась "Джоконда", и актриса сказала: "Джоконда уже сама может выбирать, кому нравиться, а кому нет".

Собственно, то же самое справедливо и по отношению к Государству Израиль: бывает, что приезжает сюда человек, достаточно далекий не только от иудаизма, но и от религии вообще, и чувствует, что домой вернулся, а иной – иудей по всем статьям, – помыкавшись здесь три-пять лет, уезжает в какую-нибудь Канаду или Колумбию – не живется ему здесь.

Вообще в Израиль лучше приезжать в юношеском возрасте, если не в детстве, тогда в армии отслужишь, местное образование получишь и будешь, как все. А тем, кто решился на переезд в возрасте за сорок, приходится преодолевать препятствия такие, что мастер спорта по барьерному бегу сконфуженно отойдет в сторонку.

Это что касается репатриантов, то есть людей, по происхождению имеющих еврейские корни и получивших "право на возвращение". Это не называется эмиграцией – это "алия" ("восхождение"). Таким, как я уже сказала, тоже непросто, но в конце концов человек приходит к какому-то компромиссу между своими желаниями и своими возможностями, устраивается, обживается, проходит профессиональную переподготовку или меняет профессию, начинает ездить по заграницам, покупает жилье и машину – словом, врастает потихоньку в действительность.

Даже обижаться на "этот русский" перестают со временем, в Израиле сообщить происхождение, чтобы как-то обозначить человека, проще, чем выучивать фамилию, скажем Староконстантиновский или Каценеленбоген. Так и зовут иногда, чаще за глаза, "этот эфиоп", "этот иракец", "эта румынка", хотя все – евреи. Я тоже первое время пыталась объяснить, что я не русская, а еврейка, пока мне не сказали, что это и так видно, как и то, что я из Советского Союза, то есть, из России: ношу отутюженные платья, а не жеваные штанцы, слежу за прической, ношу туфли на каблуках. Сейчас, не разучившись, правда, пользоваться утюгом, я в целом перешла на израильский стиль одежды – свободный, не стесняющий движений. Полный шкаф брюк и блузок или маек, туфли на низком каблуке и сандалии (бриллианты, платья и туфли на каблуке дамы здесь надевают только вечером, если "выходят" куда-то – на свадьбу, на концерт, в ресторан, много золотых украшений нынче тоже носить не модно, а лет двадцать назад, помнится, женщины из восточных общин ими обвешивались густо). Когда пришлось преподавать студентам, приехавшим целой группой из России и Украины, была несколько обескуражена манерой девиц появляться в аудитории в мини-шортиках в сочетании с десятисантиметровыми каблуками и при обильной косметике, пришлось даже объяснять, что здесь дресс-код совсем иной – Восток всё-таки, хоть и Ближний.

Но в Израиле порой оседают и те, кто приехал сюда просто поработать. Скажем, футбольный вратарь Уваров остался на тренерскую работу и стал гражданином страны. Таких примеров много.

Можно гражданином и не становиться, кстати, а приехать в страну по трудовой визе. Правда, существует Министерство труда, выделяющее квоты для работников разных специальностей. В последнее время оно свирепствует пуще прежнего, но некоторые представители "белых" профессий: врачи, скажем, или программисты, если заранее спишутся с работодателем и тот в них будет заинтересован, могут получить приглашение на работу в стране. Обязателен для этого беглый профессиональный и разговорный английский, а иврит "добрать" можно практически в любом городе, были бы желание  и деньги. 

Продолжение рассказа о жизни в Израиле в следующем посте.



No comments:

Post a Comment

Подписка

Введите Ваш email адрес:

Delivered by FeedBurner

Rambler's Top100