Wednesday, August 1, 2012

Фредерик Мартель "Мэйнстрим"


Прочла недавно интереснейшую работу «Мэйнстрим. Исследование этой культуры, которая нравится всем», автор – французский журналист, бывший дипломат, Фредерик Мартель [перевод мой, оригинальное название - Frederic MartelMainstream. Enquete sur cette culture qui plait a tout le monde”, Flammarion, 2010]. Для людей вроде меня, далеких от индустрии кино, поп-музыки и коммерческих театров, книга будет откровением. Это подробнейший отчет о том, что творится в индустрии развлечения в США, других странах и о том как ведутся культурные войны.

Как говорит сам Мартель, его книга о геополитике культуры и медиа в мире. Его интересуют блокбастеры, хиты, бестселлеры в общем все то, что носит название «рыночной культуры». «Вопросы относительно контента, маркетинга или влияния современных индустрий развлечения очень интересны, - говорит он - в то время как их продукция – не всегда».

Во время своего расследования, автор побывал в Голливуде, Болливуде, в Буэнос-Айресе и Тель-Авиве. Он интересовался планом борьбы индийских и арабских миллиардеров с Голливудом и планами Руперта Мёрдока относительно Китая.  Он попытался понять разницу меду J-pop и K-pop, и почему телевизионные сериалы называются «драмами» в Корее и «теленовеллами» в Латинской Америке. Он сопровождал лоббистов американских агентств и студий в Конгрессе, но еще больше времени провел в американских гетто. Предмет его изучения - обширный, объединяющий пять континентов и практически все индустрии развлечения:  кино, музыка, телевизионные развлечения, коммерческие театры, медиа, парки аттракционов и даже видеоигры и манги. Чтобы понять мутации, которые переживают вышеперечисленные сектора, он завершает книгу размышлениями о цифровых технологиях и каким образом Интернет повлияет на развитие индустрии развлечений. В Саудовской Аравии, Индии, Бразилии и Гонконге, Фредерик Мартель встречает тех, кто находится в процессе строительства цифровой индустрии будущего. Предприниматели, часто молодые, видят будущее в Интернете, в то время как в Европе и в Соединенных Штатах, его собеседники, часто более зрелого возраста, видят в Интернете больше угрозу. «Это разрыв поколений, и вполне возможно, цивилизаций» - говорит французский журналист.


В целом, автор посетил 30 стран и проинтервьюировал 1250 человек. Он пишет о том, что видит. Книга хороша тем, что в ней нет информации со вторых рук, но она и «сложна» из-за этого. Хотя книга читается легко, ее все же удобнее читать маленькими отрывками, потому что, каждая история (будь то история о таком монстре как Дисней, или о том как зарождалась музыка черных) насыщена информацией о людях, которые стояли у истоков развития, о фильмах, о суперзвездах, наименований филиалов этих гигантских спрутов, вплоть до описания офисов и городов. Он ничего не пропускает – все адреса и явки в книге. Оно и понятно, чтобы объяснить, почему «МТВ Латинская Америка» располагается в Майями, надо немного рассказать о городе и о том, кто в нем живет.

Книга не только расследование-опрос, но и размышление. Первая часть исследования посвящена индустрии развлечения Америки, в которой Фредерик Мартель в подробностях рассказывает о том, как все работает, кому что принадлежит и кто на что влияет. Мне было интересно узнать о том, что Sony Entertainment в идеологическом смысле ничего не решает, все делается в Америке. Отдельная глава посвящена трем, необыкновенно популярным в Америке, женщинам и их влиянию на формирование вкусов американской публики, это - Тина Браун, Полин Каэл и Опра. Вторая часть книги посвящена индустрии развлечения других стран и мировым культурным войнам. Автор рассказывает о том, как Китай пытается противостоять американской культуре и об отношении Китая к «Конфу Панда», о том, что происходит в Индии, Латинской Америке, Японии, Арабских странах и Европе.

То, что автор сказал о культуре в Латинской Америке, на мой взгляд, относится ко всем странам в мире.

«Я почувствовал обоснованную горечь относительно успеха Америки в производстве музыки «латино». Но те, кто смотрел ясно, понимали, что проблема более серьезна: если и есть национальная музыка, могущественная и богатая, и жанры типично латиноамериканские, пересекающие границы без участия Майями, то культуры, объединяющей страны Латинской Америки, кроме американского мэйнстрима, не существует … Только культура стандартизированная и глобальная, отформатированная в Штатах, объединяет латиноамериканские народы, в частности через суперзвезд, поп звезд, гибридных «латинос», блокбастеры, ток-шоу и литературные бестселлеры, начиная с книг Паоло Коэльо, распространяемых, на сегодняшний день, через Harpers Colins. Прошли те времена, когда писатели вроде Борхеса, Кортасара, Маркеса рассматривались как культурные  послы своих стран».

В заключение своего поста, я хотела бы  вкратце пересказать его интервью с ключевой фигурой индустрии развлечении в Индии, одной из самых динамично развивающихся экономик, с ростом в 6-8% в год, и с  просто потрясающим развитием в индустрии креатива в 18%. Это интервью иллюстрирует борьбу, которая ведется в мире за право владеть нашими сердцами и умами.

Фредерик Мартель интервьюировал генерального директора, Амит Хана, компании Reliance Entertainment, одной из самых могущественных в медиа индустрии, и принадлежащей миллиардеру Анил Амбанти (шестое состояние в мире). Reliance  –  гигант в индустрии медиа и контента, известный под названием «Big», который уже владеет 240 кинозалами в Штатах.

В 2008 году  Big инвестировал 600 миллионов долларов в Dream Works Стивена Спилберга для того чтобы войти в Голливуд с парадного входа. Параллельно, группа добавила 600 миллионов долларов в производство десятка фильмов студиями Бреда Пита, Джима Кэри, Николаса Кейджа, Тома Хэнкса и Джорджа Клуни. Впервые развивающаяся страна вошла с таким количеством денег в Голливуд. Инвестиции приветствовались американской прессой, а Болливуд принял новость с триумфом. Амит Хана сказал о планах Индии в индустрии развлечения примерно следующее.

«Здесь, 1.2 миллиарда человек. У нас есть деньги. У нас есть опыт. Вместе с юго-восточной Азией мы представляем одну четвертую населения человечества, вместе с Китаем – одну треть. Мы хотим играть центральную роль политическую, экономическую, а также культурную. У нас есть ценности, индийские ценности, которые мы хотели бы пропагандировать. Мы выступим против Голливуда на его же собственной территории. Не только для того чтобы заработать денег, но и утвердить наши ценности. Я глубоко верю в то, что мы преуспеем. Нужно будет считаться с нами.

Наша стратегия состоит в том, чтобы выстроить пан-индийскую группу нового поколения. Это означает, что мы будем представлены на всех экранах одновременно и во всех секторах…. Голливуд - кинематографическая индустрия  20 века, мы же в процессе строительства индустрии 21 века».

Один из американских продюсеров прокомментировал действия Big: «Индийцы готовы выкладывать миллионы долларов за контракт, который им ничего не приносит, кроме возможности сесть рядом со Спилбергом на премьере».  Когда Фредерик Мартель это процитировал Амир Хану, тот с улыбкой ответил следующее: «Мы никогда не были на премьерах. Мы не гонимся за гламуром, а за экономическими возможностями…. Американские студии устарели, им нужна свежая кровь. Мы привнесем «новые нотки», инвестируя прямо в актеров, талантов чтобы создавать великие фильмы. Наша сила – это наше количество, наша молодость, кинематографическая традиция, наша манера рассказывать…. В Болливуде мы будем продолжать утверждать наши ценности, в Голливуде будем делать другое кино, чтобы быть мэйнстримом. Мы будем конкурировать с Голливудом, используя разные типы контента, разные платформы. С другой стороны, мы – англоязычная страна и у нас есть критическая масса, чтобы стать мировым гигантом. Мы должны для начала соблазнить креативностью, а дальше только нашей экономической моделью».

К сожалению, работа Фредерика Мартеля не переведена ни на английский, ни на русский. Книги есть на французском, немецком, и, кажется, испанском.



Еще об интересных книгах можно почитать здесь.

No comments:

Post a Comment

Подписка

Введите Ваш email адрес:

Delivered by FeedBurner

Rambler's Top100